Главная Судостроение «Звездочка» получит с ЦТСС компенсацию за 422 тонны помятых труб в сухом доке

«Звездочка» получит с ЦТСС компенсацию за 422 тонны помятых труб в сухом доке

от admin
Блог о машиностроении и технике | «Звездочка» получит с ЦТСС компенсацию за 422 тонны помятых труб в сухом доке

Центр судоремонта «Звездочка» взыскал с Центра технологии судостроения и судоремонта (ЦТСС)компенсацию убытков за деформацию 422 тонн трубошпунтов, использовавшихся при реконструкции сухого дока в Мурманске. Трубошпунты провалились в грунт и деформировались под собственным весом, выяснилось, что причиной инцидента стала ошибка в изыскательных работах.

Самопроизвольное погружение свай ниже проектной отметки под собственным весом произошло при строительстве перемычки, которая должна была оградить котлован от акватории. Провалившиеся трубошпунты деформировались под собственным весом, их замена обошлась «Звездочке» в 49 млн рублей. Компенсацию убытков за этот инцидент Тринадцатый арбитражный апелляционный суд 6 марта возложил на петербургский Центр технологии судостроения и судоремонта (ЦТСС) который выполнял проектно-изыскательные работы, а также осуществлял авторский надзор. Правда, при расчете компенсации суд посчитал, что 5 млн рублей «Звездочка» может выручить за трубошпунты самостоятельно, сдав их в металлолом. Поэтому сумма получилась меньше, чем закупка новых трубошпунтов.

Проектно-изыскательные работы на сухом доке судоремонтного завода №35 (филиала «Звездочки») проходили с 2015 по 2019 годы. Перед ЦТСС стояла задача — изначально на заводе было два сухих дока, а при реконструкции их требовалось объединить в один, чтобы увеличить общую площадь и принимать крупнотоннажные суда, например, авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», длина которого составляет 306 м.

В 2019-м году «Звездочка» приняла составленный ЦТСС проект, впоследствии документы успешно прошли госэкспертизу. Началось строительство, работы вел Институт «Оргэнергострой», авторский надзор осуществляли специалисты ЦТСС. В сентябре 2020 года началось погружение трубошпунтов — полых цельных труб. Они монтируются в одну конструкцию.

Ожидалось, что трубошпунты «встанут» на определенной глубине, получится подобие стены. Однако при монтаже они начали проваливаться, или, как указано в судебных актах «погружаться за счет собственного веса ниже отметки, позволяющей провести монтаж кондуктора».

Институт «Оргэнергострой» остановил работы на объекте, в Минпромторге прошло совещание по сложившейся ситуации. По его итогам «Звездочке» рекомендовали провести дополнительные инженерные изыскания и скорректировать проектные решения. В ЦТСС заниматься корректировкой не стали. Провалившиеся трубошпунты подняли на поверхность, выяснилось, что для повторного использования они не пригодны.

В «Звездочке» решили, что компенсировать убытки должен ЦТСС. Однако Арбитражный суд Мурманской области в октябре 2023 года посчитал, что вины Центра в случившемся нет. Тем более, что в самом ЦТСС утверждали, что момент погружения трубошпунтов в авторский надзор не входил.

Читать также:
Два теплохода и земснаряд запустили в плаванье в Нижегородской области

«Звездочка» добилась проведения экспертизы, которая показала, что все не так однозначно. В частности, выяснилось, что в отчетах, касающихся одних и тех же скважин, установлен различный состав пород. Например, в отчете Института «Оргенергострой» указано, что в одной скважине с глубины 22,8 м присутствует гранитно-гнейсовый грунт, то есть, горная порода. А ЦТСС в своей документации ориентировался на то, что до глубины 25 м в этой же скважине идет дресвяно-щебеночный грунт, иначе говоря, песок. По другим скважинам нахождение слоев скальной породы отличались на 2-4 метра от фактических.

Анализируя документацию от ЦТСС, эксперты пришли к выводу, что в ней нет оценки несущей способности свай и определения динамической устойчивости водонасыщенных грунтов. Вопросы вызвали и технические решения, предложенные изначальным проектом, в частности, применение вибропогружателя с добивкой гидромолотом. В приведенных в судебном акте выдержках из экспертизы указано, что в условиях скальных пород и текущих грунтов применение такого оборудования может привести к аварии.

Представители ЦТСС на судебных заседаниях парировали, что можно было погружать трубошпунты постепенно, дождаться, пока первые сваи успешно займут свое место. Суд с этой логикой согласился, но указал, что ЦТСС вел авторский надзор, из чего можно сделать вывод, что в теории такой сценарий имел право на жизнь, если бы проектировщик его инициировал. В ЦТСС с выводами экспертизы не согласились, настаивали на проведении новых исследований, но получили отказ. На обжалование постановления суда у Центра есть два месяца.

Стоит отметить, что это не первое судебное разбирательство «Звездочки» и ЦТСС по поводу проекта реконструкции сухого дока. В 2023 году «Деловой Петербург» сообщал, что «Звездочка» не заплатила ЦТСС за четыре из девяти этапов работ, общая сумма требований составила 105 млн рублей. Их проектировщик успешно отсудил. А сама «Звездочка» еще в 2020 году в одностороннем порядке расторгла договор с ЦТСС. Причины не раскрывались, но по времени это совпадает с инцидентом при погружении трубошпунтов.

СПРАВКА MASHNEWS

  • Двухкамерный сухой док расположен на территории 35-го судоремонтного завода в Мурманске. Он должен стать вторым по величине в России, его длина — 335 м, ширина по дну — 60 м. По своим габаритам он уступает только доку «Звезды» в Приморском крае.
  • Модернизация объекта ведется в несколько этапов. Последнее официальное сообщение о ходе работ появилось в ноябре 2024 года, когда для сухого дока отправили 77,9-метровый батопорт, произведенный на Севмаше.
  • «Коммерсантъ» в 2019-м году оценивал стоимость всех работ по модернизации сухого дока в 20 млрд рублей.

Вам также может понравиться

о нас

Блог о машиностроении и технике.

Актуальные ежедневные новости, касающиеся машиностроения, транспорта, техники, авиации, космоса и всех отраслей, связанные с этой тематикой. Аналитические интересные статьи от наших корреспондентов!

Блог о машиностроении и технике | «Звездочка» получит с ЦТСС компенсацию за 422 тонны помятых труб в сухом доке

ВЫБОР РЕДАКТОРА

@2024 — Promvestnik.ru. Все права защищены.

Блог о машиностроении и технике