Главная Судостроение Конструкторское сопровождение атомных ледоколов передали ЦКБ, контролируемому «Роснефти»

Конструкторское сопровождение атомных ледоколов передали ЦКБ, контролируемому «Роснефти»

от admin

Ростехнадзор заявил о передаче функций конструкторского сопровождения строительства атомных ледоколов проекта 22220 подконтрольному «Роснефти» АО «ЦКБ “Айсберг”». Речь идет о контрактах на 3 млрд рублей.

О передаче полномочий по конструкторскому сопровождению атомных ледоколов проекта 22220 (типа «Арктика») стало известно из письма руководителя начальника управления по регулированию безопасности объектов ядерного топливного цикла, ядерных энергетических установок судов и радиационно опасных объектов Ростехнадзора Игоря Новакова, пишет «Деловой Петербург».

Письмо адресовано бывшему руководителю подконтрольного Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) АО «ЦКБ “ОСК–Айсберг”» Игорю Чорному, уволенному в середине апреля.

В письме, датированном 26 апреля, Игорь Новаков связывает передачу конструкторского сопровождения строящихся на Балтийском заводе атомоходов с приостановкой 1 ноября 2023 года лицензии «ОСК–Айсберг» на проектирование и конструирование объекта использования атомной энергии. Такое решение Северо–Европейское межрегиональное теруправление Ростехнадзора вынесло 17 октября после проведения проверки соблюдения «ОСК–Айсберг» условий лицензирования. Проверка выявила нарушения, ее результаты компания сейчас оспаривает в петербургском и московском арбитражах. Там слушаются семь исков «ОСК–Айсберг» к Ростехнадзору, его Северо–Европейскому управлению, Федеральной антимонопольной службе (ФАС) и Балтийскому заводу, но ни по одному не вынесено решение, которое вступило бы в законную силу.

Ростехнадзор, по мнению Чорного, действует в интересах «Роснефти», чей «Айсберг» претендует на конструкторское сопровождение строительства атомных ледоколов проекта 22220 на Балтийском заводе. По его словам, приблизительная стоимость конструкторского сопровождения одного атомохода проекта 22220 составляет 500 млн рублей, соответственно речь идёт о контрактах примерно на 3 млрд.

Сегодня действующая лицензия с указанием объекта применения «суда и другие плавсредства с ядерными реакторами…» осталась только у подконтрольного «Роснефти» ЦКБ «Айсберг».

Но лицензии «ОСК–Айсберг» и «Айсберга» «Роснефти» не совсем одинаковые. У первой в разделе «Область действия лицензии» указаны «разработка конструкторской документации универсального атомного ледокола с реакторными установками РИТМ–200 (проект 22220)» и «корректировка конструкторской документации, выполнение проектных работ по модернизации универсального атомного ледокола… проекта 22220».

В соответствующем разделе лицензии «Айсберга» «Роснефти» такой конкретики нет, там общая фраза: «настоящей лицензией… предоставляется право проектирования и конструирования ядерных установок применительно к объектам: суда и иные плавсредства с ядерными реакторами, суда атомно–технологического обслуживания…».

По мнению Игоря Чорного, это подтверждает, что лицензия «Айсберга» «Роснефти» не дает ему права на конструкторское сопровождение проекта 22220, а такое право есть только у «ОСК–Айсберг».

Однако с 11 апреля Игорь Чорный не имеет к «ОСК–Айсберг» отношения — пост гендиректора компании занял бывший топ–менеджер Балтийского завода Игнатий Воденников. Так основной акционер «ОСК–Айсберг» (у Балтийского завода восемьдесят пять процентов его акций) выразил своё отношение к борьбе Игоря Чорного с «Айсбергом» «Роснефти» за конструкторское сопровождение проекта 22220.

Читать также:
Экс-руководитель «Транзас Навигатора» организовал компанию с схожим заглавием

Партнер юридической фирмы Nektorov, Saveliev & Partners (NSP) Роман Макаров считает, что не совсем одинаковые формулировки областей действия лицензий обоих «Айсбергов» —вершина разногласий между ОСК и «Роснефтью» из–за строительства атомного ледокольного флота страны и развития Северного морского пути.

«Очевидно, что лицензия АО “ЦКБ “Айсберг”более широкая и касается не только ледоколов проекта 22220. Что понятно, поскольку это бюро разрабатывает и проектирует атомные ледоколы следующего поколения проекта “Лидер”, которые будут строиться на дружественной “Роснефти” верфи “Звезда” в Большом Камне… Лицензия же “ОСК–Айсберг” по сути позволяет участвовать в технологической цепочке по проектированию, строительству и модернизации исключительно ледоколов проекта 22220 на Балтийском заводе, подконтрольном ОСК», — говорит юрист.

По словам директора по качеству АО «Норма–Энергоатом» (производит оборудование для ремонта объектов ядерной энергетики) Алексея Скобелкина, для Минпромторга несоответствие названия, указанного в разделе «Область действия лицензии» объекта, тому, где планируется проводить работы, — повод отказать в праве на работы.

«У нас был случай, когда Ростехнадзор не позволил работать с энергетическим оборудованием на хранилищах ядерных отходов только потому, что конкретные хранилища не указаны в нашей лицензии. По–моему, такой подход — формализм и бюрократия. Абсурдно писать область применения вплоть до типа оборудования. Вполне достаточным было бы категорирование классов сложности: отдельно корпусники, отдельно электрики, отдельно ядерщики. Если компания подтвердила достижение необходимого класса проектирования, этого должно быть вполне достаточно, чтобы разрешить ей работать с любым оборудованием соответствующего класса», — полагает руководитель «Норма–Энергоатом».

Из арбитражной практики видно, что конструкторским сопровождением строительства ледоколов проекта 22220 «Арктика», «Сибирь» и «Урал» занималось подконтрольное «Роснефти» ЦКБ «Айсберг» — автор этого проекта.

«С целью недопущения возможного перерыва в конструкторском сопровождении строящихся и эксплуатируемых атомных судов все полномочия по конструкторскому сопровождению переданы разработчику проекта 22220 — АО «ЦКБ “Айсберг”», в связи с чем дальнейшее осуществление АО «ЦКБ “ОСК–Айсберг”» функций головной конструкторской организации по проекту 22220 не представляется возможным…» — пишет Игорь Новаков.

Вам также может понравиться

о нас

Блог о машиностроении и технике.

Актуальные ежедневные новости, касающиеся машиностроения, транспорта, техники, авиации, космоса и всех отраслей, связанные с этой тематикой. Аналитические интересные статьи от наших корреспондентов!

ВЫБОР РЕДАКТОРА

@2024 — Promvestnik.ru. Все права защищены.

Блог о машиностроении и технике