В Ставропольском крае упал стратегический бомбардировщик Ту-22М3. На борту находилось четыре члена экипажа, один из них погиб. Mashnews разбирался в причинах аварии, важности бомбардировщика, сделанного под ядерную войну, для ВКС России.
Падение
Стратегический бомбардировщик Ту-22М3 ВКС России упал сегодня, 19 апреля, в Красногвардейском районе Ставропольского края. Официальная причина, озвученная Минобороны, — техническая неисправность.
В результате крушения погиб один член экипажа, еще один пока не найден. По предварительным данным, трое катапультировались, а командир остался на борту и следил, чтобы самолет не упал на жилые строения. Самолет возвращался с боевого задания.
До ближайших территорий, контролируемых Украиной, больше 500 километров от места крушения. При этом Ту-22М3 способен наносить удары с расстояния до 600 километров.
Этот самолет уже неоднократно применялся в зоне СВО, в частности, участвовал в бомбардировках завода «Азовсталь» в Мариуполе.
Главное его достоинство в текущем конфликте — неуловимые для украинской ПВО ракеты X22. Они слишком быстрые для систем защиты ВСУ. Помимо этих ракет Ту-22МЗ может нести авиабомбы, до 24 тонн.
Создан для ядерной войны
Ту-22М3 — модификация советского бомбардировщика Ту-22М. «Изделие 45» — один из самых секретных проектов СССР времен холодной войны. Он создавался для ведения боевых действий на случай ядерного конфликта. Задача Ту-22М тремя ракетами уничтожать авианосцы США.
Ту-22М3 также может нести ракеты х-101 (или х-102 — модификация с ядерной боеголовкой). Такие ракеты также использует Ту-95.
Модификация Ту-22М3 появилась в 1983-м году, а выпуск продолжался до 1993-го. Сейчас Россия не производит таких самолетов.
Согласно данным Минобороны России на нем стоят двигатели ТРДДФ НК-25. Ту-22МЗ летает на расстояние до 5,5 тысяч километров и может развивать скорость до 2,3 тыс километров в час.
Могли ли его сбить?
Украина утверждает, что дело не в технической неисправности, самолет сбили совместными усилиями ГУР и Воздушных сил ВСУ. Сбили, якобы, «также как и самолет А-50» — самолет дальней радиолокационной разведки.
Эксперты в этом очень сомневаются. Авторы канала «Крылья войны» говорят — по обломкам понятно, что это не так.
«Видно, что поражения не было. Обломки «чистые». Поведение самолета и характер пожара при падении тоже говорят больше о технической неисправности», — отмечают они.
А-50 сбили в январе 2024-го года. Он предназначен для поддержки истребителей и бомбардировщиков — по сути, летающий командный пункт. А-50 не залетает в зону боевых действий. Его потеря ощутима, так как таких сложных и дорогих самолетов у России всего около десяти — три А-50 и семь А-50У.
Ту-22М3 у России значительно больше, точные данные засекречены, но располагаются они сразу на четырех аэродромах.
«Потеря каждого самолета — трагедия, мои соболезнования семьям погибших членов экипажа. Если говорить только о железе, это не катастрофа. А-50 был более ощутимой потерей. Важно разобраться, что там за неисправность была, судя по всему, что-то с двигателями. Надо обратить внимание, что для Украины это существенная радость, но больше медийная, потому что Ту-22М3 впервые уничтожен на данной войне. Это говорит, что он эффективен и неуловим, а технические неисправности — исправим», — делится мнением офицер ВКС РФ, пожелавший остаться анонимным.