«КамАЗ» готовит к запуску полную линейку грузовиков К5, переведенных на «антисанкционную» базу: производство начнется в этом году. Серия «ка-пятых» получает второй шанс на жизнь, а «КамАЗ» — на то, чтобы потеснить заполонившие рынок китайские грузовики. Почему высокая цена – не помеха в борьбе с конкурентами из Поднебесной.
Перезапуск производства
Официальный показ «антисанкционной» линейки грузовиков состоялся в Набережных Челнах на прошлой неделе: «КамАЗ» продемонстрировал новейшие разработки главе «Ростеха» Сергею Чемезову и президенту Татарстана Рустаму Минниханову. Обещается, что трехосные тягачи и полноприводные самосвалы с «мерседесовской» кабиной встанут на конвейер до конца 2024 года.
Получается, что затянувшаяся история с «ка-пятыми», наконец, подходит к логическому финалу: изначально вся серия была показана еще в 2019-м, но, не успело производство стартовать в полную мощность, как начались санкции, ударившие по заводу и вынудившие «камазовцев» полностью менять начинку продукции. Первый вопрос: почему так долго?
«В случае с «КамАЗом» это отнюдь не долгая история: в конце 2019 года мы получили технический запуск, а продажи и презентации пошли в 2020 году. Тогда же начался ковид, который поставил под угрозу поставку множества комплектующих. Потом у нас случился кризис полупроводников в 2021-м и 2022-м, это тоже ударило по топовым моделям «КамАЗа», т.к. в них электроники довольно много», — объясняет редактор-эксперт Quto.ru (входит в Rambler&Co) Алексей Кованов.
А дальше – санкции. И то, что за несколько лет удалось перейти на отечественные компонентные рельсы, можно назвать маленьким чудом, замечает в беседе с Mashnews редактор рубрики «Грузовики и автобусы» журнала «Авторевю» Федор Лапшин. Ведущие мосты, роботизированная коробка передач и двигатели у «КамАЗов» будут российского производства, больше никакой Германии.
Вопрос качества
История с поиском новых поставщиков и новых компонентов благополучно закончена, линейка – максимально широкая, на запланированный объем 220 машин в сутки (речь о тяжелых грузовиках и самосвалах) завод должен выйти к концу 2024 года.
Остается один вопрос – цена. Здесь камазовские самосвалы проигрывают Китаю, они на миллион дороже.
«Да, на сегодняшний момент «КамАЗ К5» оказывается дороже своих китайских конкурентов, — признает Алексей Кованов. – Но перевозчики, закупавшие грузовики из КНР, уже успели столкнуться с некоторыми проблемами. Ломаются моторы – они оказались не готовы работать на нашем топливе. Возникают проблемы с электрикой и электроникой, причем самые банальные: отгнивают провода, разваливаются фишки. И сейчас продавцы предлагают такую опцию как полная перекладка электрических магистралей, стоит это от 400 до 500 тысяч рублей. Т.е. нам предложили не готовый продукт, а некий полуфабрикат, который приходится доводить до ума на месте за счет перевозчика».
«КамАЗ», в свою очередь, производит машины, подготовленные для российских условий эксплуатации: перегруза, не всегда аккуратного сервиса и не всегда своевременного обслуживания. Поэтому переплачивать и покупать их – будут, уверен эксперт.
И статистика подтверждает это. По итогам прошлого года в России было продано 143 693 новых грузовых автомобиля. На первом месте «КамАЗ» — 31 010 грузовиков или 21% рынка. На втором месте – китайский SITRAK с показателем 23 633 машины (16% рынка).
Объемы снижаться не будут
«Камазовцам деваться некуда, К5 – это их все, — говорит Федор Лапшин. — План – 15000 «ка-пятых», и с этого плана спрыгивать никто не собирается. Это и тягачи, и самосвалы. Чем «КамАЗ» может взять? Во-первых, у него мощнее двигатели, во-вторых, лучше проходимость. В-третьих, к китайским грузовикам есть масса нареканий по части электроповодки, у «КамАЗа» таких проблем нет. И самое главное: все те сервисы, что есть по китайцам в России, по сути, неофициальные. Их просто негде обслуживать».
«Этой весной я был в Набережных Челнах и разговаривал с перевозчиком, который купил два китайских грузовика. Его же собственные слова: «Я остался с ними один на один», — вспоминает собеседник Mashnews. – Возникла необходимость поменять кардан, и пришлось отдать его «кулибиным», в результате машина простаивала две недели без работы, а ремонт велся под открытым небом. У «КамАЗа» же по всей стране официальные сервисы».
За будущее линейки К5, уверены эксперты, переживать не стоит. Суммируя вышесказанное: продукция «КамАЗа» лучше подготовлена для работы в российских реалиях, нет проблем ни с запчастями, ни с поиском сервисов. Возможно, тяжелая грузовая техника будет единственным сегментом на российском авторынке, который китайские производители, несмотря на демпинг, захватить не смогут.