В новом списке товаров, разрешенных к параллельному импорту, появились бренды Киа и Хэндэ. Это пойдет на пользу компании «АГР», выпускающей на бывшем заводе Хэндэ в Петербурге автомобили под брендом Solaris. И не только ей.
С запчастями станет проще
В новом, дополненном и измененном перечне продуктов для параллельного импорта, опубликованном 10 сентября на портале правовой информации, появились прежде удаленные оттуда игроки. Речь идет о продукции южнокорейского автоконцерна Киа / Хэндэ.
«Перечень дополнен брендами Киа и Хэндэ, что обусловлено значительным количеством автомобилей этих марок, используемых российскими гражданами. Это позволит обеспечить внутренний рынок необходимыми запчастями», — так объяснили решение ведомства в пресс-службе Минпромторга.
Впрочем, дело не только в упрощении поставок автокомпонентов для простых автолюбителей. «Зачем это сделано? Затем, чтобы люди могли зарабатывать на этих машинах на совершенно законных основаниях», — отмечает главный редактор Quto.ru (входит в Рамблер&Co) Максим Ракитин.
«Понятно, что комплектующие необходимо завозить. В частности, для того, чтобы нормально функционировал петербургский завод (по выпуску автомобилей под маркой Solaris – прим. ред.), — говорит вице-президент Национального автомобильного завода Антон Шапарин.
По мнению Ракитина, список Минпромторга изначально был «невероятно кривым», а само понятие параллельного импорта «превращено в филькину грамоту». «Поэтому история с Хэндэ и Киа может исправить то, что было испорчено изначально. Теперь не нужно при ввозе автомобиля или запчастей к нему спрашивать корейский офис, можем ли мы это делать. Офис, естественно, в таких случаях отвечает «нет», — продолжает эксперт.
Шапарин оценивает проделанную работу над ошибками крайне позитивно: «Уверен, что это увеличит доступность запчастей, упростит ситуацию в том числе и для самих Киа / Хэндэ, которые смогут продавать и привозить к нам компоненты без особых ограничений и не отсвечивая. Это хорошая история».
СПРАВКА MASHNEWS
- ООО «АГР» — бывшее ООО «Фольксваген Груп Рус». Компания сменила название 21 июня 2023 года после перехода активов новому собственнику в лице ООО «Арт-Финанс». 24 января 2024 года была завершена процедура приобретения активов ООО «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус». Согласно условиям сделки, к «Арт-Финанс» перешло сто процентов долей в уставном капитале «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус», активы которого включают в себя две производственные площадки в Петербурге, расположенные в Каменке (выпускала Хэндэ и Киа) и Шушарах (экс-завод GM, который так и не заработал). Заявленная мощность бывшего завода Хэндэ– более 200 тысяч автомобилей. От ушедшего из России южнокорейского автопроизводителя на заводе осталось порядка 70 тысяч машинокомплектов, большая часть из них (порядка девяносто процентов) – неполная.
Если вернутся корейцы, Китай сдастся без боя
Изменения в «параллельном» перечне совсем не говорят о том, что корейцы планируют вернуться к полноценному сотрудничеству с Россией, вновь взявшись за оставленные здесь заводы – в этом вопросе собеседники Mashnews единогласны. «По поводу возвращения, в ближайшей перспективе – нет, этого не будет», — говорит Максим Ракитин.
Солидарен с ним и Антон Шапарин: «Сам концерн в ближайшее обозримое время в России возвращаться не собирается».
Не исключено, что поправки в список Минпромторга – только первый шаг на этом пути, и в скором времени ремонт и техническое обслуживание станут доступнее не только для владельцев Rio, Sorento и Sportage.
Если же все-таки представить, что через какое-то время Киа / Хэндэ вновь запустит производство своих машин, выкупив обратно завод в Северной столице, то результат будет однозначным: крах китайской автоэкспансии, которая пока держится исключительно на санкционной ситуации, в которой оказалась Россия.
«Люди у нас корейские машины любят, эксперты и механики их прекрасно знают. А вот взять китайцев – они выстраивают вокруг своих автомобилей столько систем защиты, что их невозможно продиагностировать нигде кроме дилерских центров. Меня это немного раздражает, когда я начинаю «читать», к примеру, Черри Arizo, у которого по неведомым причинам сгнивает выхлопная система – это у годовалой-то машины, здесь, на юге, в Краснодаре! А программа просто «обрезана», толком никаких параметров не посмотреть, ни по коробке-роботу, ни по двигателю», — делится своим опытом автоблогер Артем Зайцев.
«Мы берем Haval – ходовая скопирована с Honda CR-V, двигатель скопирован с VAG, коробка передач тоже. Зачем нам эти дубликаты, когда мы можем ездить на настоящих автомобилях?», — задается вопросом эксперт.
Напомним, что на предприятии, ранее принадлежавшем Хэндэ, о котором говорит Антон Шапарин, собирают четыре модели: Solaris HS – это Хэндэ Solaris, Solaris HC – Хэндэ Creta, Solaris KRS – Киа Rio, Solaris KRX – Киа Rio X. Бренд был запущен в феврале, продажи стартовали с марта. За неполные шесть месяцев текущего года компания выпустила 10500 машин и продала 7938 из них.
Весной-летом ряд экспертов были уверены, что появление этого бренда Solaris означает только одно. «Со стопроцентной вероятностью можно сказать, что концерт Хэндэ закладывает основу для того, чтобы возобновить работу в России. Как минимум, на рынке запчастей, — говорил в интервью Mashnews председатель координационного совета Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергей Канаев. — Не исключено, что они вернутся и к выпуску автомобилей, благо именно в России продажи били все рекорды».