Если двигатель – это сердце самолета, то тензорезистор – сердце испытаний двигателя самолета.
ООО «Высокоточные измерения» (бренд VTI®) –
российский производитель тензорезисторов, датчиков для проведения прочностных испытаний в авиастроении.
В октябре 2024 нашей организации исполнилось 10 лет. Наш маленький юбилей совпал по датам с 10-м Международным форумом двигателестроения, проводимым раз в 2 года на ВДНХ. В этом году мы решили, что нам пора участвовать в форуме, открыто говорить о своих разработках, производстве и продукции (победах).
Более 5 лет мы были обычной группой единомышленников, увлеченных тензометрией, многие с опытом работы на авиационных предприятиях. Это был этакий StartUp, но в целом больше торговая компания, которая, зная толк в проведении прочностных испытаний авиационной и двигателестроительной тематики, давала своим клиентам технические решения, поставляя при этом продукцию и технологии известных зарубежных производителей.
Но в сентябре 2018 года Министерство торговли США объявило о вводе санкций в отношении 12 российских компаний, среди которых были АО «ОДК-Авиадвигатель» и АО «АэроКомпозит». Это лидирующие производители ОДК и ОАК, на тот момент активно занимавшиеся разработкой силовых элементов конструкции и двигателя ПД-14 для полностью импортозамещенного российского самолета МС-21.
Пермское АО «ОДК- Авиадвигатель» заработало в 2023 году 1,17 млрд рублей
Источник: https://promvestnik.ru/permskoe-ao-odk-aviadvigatel-zarabotalo-v-2023-gody-117-mlrd-ryblei.html
Российским предприятиям, внесенным Минторгом США в список Entity List, фактически закрывается легальный доступ к американским товарам и технологиям двойного применения. Если кто-то захочет продать компании из этого списка товар американского происхождения, Минторг США будет отказывать в лицензии на поставку. Фактически это означает запрет на поставки любого товара или программного продукта американского происхождения.
Уже тогда мы понимали, что импортозамещению в авиационной отрасли быть, и не ошиблись.
С 2019 года мы стали активно вкладывать ресурсы в разработку, совместные испытания с ОДК своих изделий – жаропрочных тензорезисторов марки ВЖ, являющихся полным аналогом продукции марки Vishay.
Параллельно мы начали заниматься тем, что никто и никогда не делал в истории авиапрома СССР и России – вносить жаропрочные тензорезисторы в единый реестр средств измерений ФС Росстандарт. Получается, долгие годы в нашей стране испытания проходили на продукции изделиях американско-израильского производителя, которые даже не являлись средством измерений. Доверие наших испытателей к зарубежной продукции было безоговорочно. Всему виной 90-е годы и зависимость наших авиапроизводителей от зарубежных технологий и навязанной практики работы.
Для того, чтобы жаропрочные тензорезисторы попали в единый реестр средств измерения, мы более 5 лет проходим интересный, но в тоже время сложный путь: создаем испытательные стенды, установки, т.к. эталонного оборудования и аккредитованных лабораторий в области жаропрочной тензометрии (деформаций) у нас в стране нет, регистрируем патенты на наши разработки, а также закупаем необходимое оборудование.
Участие в Международном форуме двигателестроения-2024, было ознаменовано внесением в государственный реестр средств измерений ФС Ростандарт серии ВТ – тензорезисторов широкого температурного диапазона от -200 до +350°С. Что подтверждает их соответствие международным требованиям в области метрологии и менеджмента качества продукции.
За 3 дня работы форума стенд организации посетило более 100 представителей авиационно-космической, железнодорожной и датчикостроительной отраслей. Были представлены образцы продукции, испытательные установки, а также документация.
В день открытия форума, стенд посетила делегация во главе с Генеральным директором ОДК В.А. Бадехой. Вадим Александрович задал ряд вопросов директору по техническим разработкам и серийно выпускаемой продукции. Обсудили возможность производства специальных решений нашей продукции под потребности двигателестроительной корпорации, а также вспомогательной – клеев и герметиков на производственных площадках ЦИАМ и ВИАМ. Руководителями в беседе была затронута тема низкой активности со стороны предприятий в вопросе замены санкционной продукции в тензометрировании на всех предприятиях авиационного сектора.
Со стороны команды ООО «Высокоточные измерения» было подтверждены этапы:
- прохождение сертификации до 1 марта 2025 года по жаропрочной тензометрии,
- поддержание в последующем высокого качества производимой продукции,
- снижение сроков поставки продукции по сравнению с иностранными брендами,
- активное участие во внедрении технологий VTI на производственных площадках ОДК.
В 2025 году на базе ИМАШ РАН планируется открыть совместную с VTI лабораторию, в которой будут выставлены образцы наших разработок.
В марте 2025 года наши тензорезиторы до 1000°С будут официально сертифицированы для использования в прочностных испытаниях на предприятиях ОДК.
Сейчас мы можем сказать, это было не зря – мы имеем бесценный опыт, качественные изделия и являемся одним из двух мировых производителей жаропрочных тензорезисторов.
За последние годы мы провели и сейчас проводим большое количество совместных работ по испытаниям двигателей и их конструктивных элементов с ОДК. Наша задача на ближайшие годы – полностью дать замену импортной продукции на всех прочностных испытаниях авиационных двигателей, а также улучшить такие показатели, как надежность, точность и прозрачность при проведении испытаний.
Оригинальная статья размещена на информационных площадках Национального авиационного журнала “Крылья Родины”:
Национальный авиационный портал в разделе «Эксклюзив» https://kr-media.ru/exclusive/
Портал “КР” в разделе «Двигателестроение» https://www.kr-media.ru/news/dvigatelestroenie/ooo-vysokotochnye-izmereniya-10-let-v-interesakh-aviastroitelnoy-otrasli-rossii/
Сайт Академии наук авиации и воздухоплавания https://anav.ru/news/tpost/16vpohdt11-ooo-visokotochnie-izmereniya-10-let-v-in