Промышленность предлагает способы защиты аэропортов от дронов. Это системы дальнего и ближнего действия для обнаружения и подавления БПЛА, но многие из них не успевают за экспоненциально развивающейся индустрией истребителей дронов. Представители и чиновники транспортной безопасности рассматривают способы защиты аэропортов, не нанося им ущерба. Новостной репортаж Mash с месторождения НАИС.
Три кита
Форум НАИС (11-я выставка инфраструктуры гражданской авиации) в Москве собрал разработчиков систем подавления БПЛА, наблюдения за воздушным пространством и аэропортового оборудования. Среди международных представительств есть постоянные в Китае и Беларуси (и в ограниченной степени в Саудовской Аравии и на Кубе).
Все внимание было сосредоточено на безопасности аэропорта. Этому вопросу была посвящена одна из самых популярных сессий. В зале не хватило мест. Действительно, оказывается, что охраннику аэропорта вручают награду. Получив сертификат (представители служб безопасности также возложили цветы), решили не слушать, какие проблемы есть в безопасности и какие решения предлагаются, и ушли. Если у вас есть какие-либо заказы, ваш начальник вам об этом сообщит.
Имя спикера начинается с «бюрократ». Вскоре стали говорить, что опорой всей гражданской авиации является законодательство, а реализация и контроль за выполнением – это буквально три опоры.
«Законодательство, реализация и контроль — это три кита, те самые три кита, на которых стоит мир, как считалось в древности», — заявила руководитель управления безопасности на транспорте Росавиации Наталья Власова.
Роман Веретенников, руководитель Службы транспортной безопасности Минтранса России, заявил, что чиновникам нужна экспертная помощь в определении зон транспортной безопасности вокруг аэропортов. Это область, где мы отслеживаем такие вещи, как наличие дронов.
Но ведь о реальном контроле над территорией вокруг аэропорта говорить пока рано. Многие хотели бы установить контроль в самом аэропорту. Такое сообщение прозвучало из уст Владимира Чертока, советника руководителя Ространснадзора.
«Представьте, у вас есть аэропорт, куда приезжают вагоны и доставляют керосин. Никто это не проверяет», — заявил чиновник, пытаясь произвести впечатление на публику.
Он отдельно попросил представителей белых общин поднять руки. Откликнулись два-три человека, и Чертоку этого хватило. Он вспомнил, как сотни людей заполонили взлетно-посадочную полосу Махачкалы, даже не плюнув в них. Они обыскивали прилетающие самолеты в поисках евреев, чтобы не допустить их въезда в Дагестан. Таким образом, местные жители протестовали против израильских операций в секторе Газа.
«Мы защищаемся от тайных вторжений. И если кто-то, или люди, или множество людей пойдут в аэропорт с явным намерением, например, с оружием, мы уже не сможем защитить себя от, не знаю, стоит ли Мы спросили охранника на КПП: «Что бы вы сделали, если бы несколько человек попытались проникнуть?» Они отвечают, что ничего не сделают, что их жизнь важнее. Вам также необходимо понять, кто на вас работает», — сказал Черток.
Он также сообщил о создании в Шереметьево центра компетенции по противодействию беспилотным летательным аппаратам. Там будет разработана новая концепция защиты аэропорта.
Последним выступила Наталья Власова из Федеральной администрации воздушного транспорта. Она напомнила о первом ките (законе) и о том, что его активно переделывают. Вероятно, черепаха.
«В нашем документе сказано, что вокруг аэропорта должен быть забор, но не сказано, какой это забор. Два столба — это тоже забор», — сказала она, указав, что над забором еще предстоит много работы нормотворческий фронт.
Террорист или турист
Российские компании уже готовы предоставить решения по обеспечению безопасности аэропортов. Он удовлетворит все сложные и целевые вкусы.
Первым подробно рассказал директор НПЦ НПО «Алмаз» Сергей Нестеров. По его мнению, должна быть система, которая сможет определить, какие дроны летают и являются ли они террористами или «заблудившимися туристами». Фактически «Алмаз» разработал почти такую программу. Это называется «Безопасное небо.
Нестеров утверждает, что многое из того, что имеется в аэропортах, можно очень легко интегрировать в системы безопасности, включая метеорадиолокаторы. Например, они прекрасно распознают мелкие предметы и различают птиц и дронов.
«Алмаз» готов поставить «Лиру-А10» (фиксирует воздушную обстановку) и «Сопку-2» (обеспечивает контроль воздушного пространства и метеоусловий), а также имеет метеолокатор ДМРЛ-3. Однако «Алмаз» предлагает и РОСК-1. Это специальный комплекс, созданный специально для дронов, который может обнаруживать и сверхмалые БПЛА.
Сергей Атливанчик, генеральный директор ООО «Элиарс», рассказал, что для обнаружения дронов, особенно небольших, необходимы специальные системы. Традиционные дроны Mavic можно обнаружить на расстоянии до километра, если они скрыты и оснащены системой антиспуфинга (блоком перехвата). Его не так-то просто остановить за то время, которое ему понадобится, чтобы преодолеть этот километр.
Элиарс предлагает на стенде модули секторных антенн, которые могут работать 24 часа в сутки.
«Аэропорты готовы инвестировать в защиту, а аэропорты готовы защитить себя», — сказал Дмитрий Москович, глава компании Neoscan, которая работает с Касперским над предоставлением решений по противодействию дронам. Я верю».
Москович — сторонник интенсивных научных исследований. Он считает, что системы противодействия дронам теперь следует тестировать в самом аэропорту.
Как бы не навредить
Ряд выступавших заявили, что основная проблема защиты аэропортов заключается в том, что попытка защитить их может привести к худшим результатам, чем успешная атака.
«Бесконтрольное воздействие на БПЛА может иметь негативные последствия. Радиолокационное оборудование находится на других частотах, но развитие технологий не останавливается и когда-нибудь те же частоты будут использоваться для противодействия РЭБ. Представитель Ространснадзора Черток отметил, что есть есть вероятность того, что
Примерно то же самое сказал и руководитель НПЦ НПО «Алмаз» господин Нестеров. Он указал на необходимость с осторожностью относиться к мерам борьбы с дронами, а именно к средствам радиоэлектронной борьбы (РЭБ) или, проще говоря, к устройствам помех.
«Есть риск, что он нарушит работу аэропорта и причинит больший ущерб, чем дрон», — напомнил Нестеров.
Сторонники разумного подхода считают, что необходимо создать систему распространения и идентификации информации. Например, законопослушные дроны должны быть оснащены транспондерами, которые моментально идентифицируют их как «мои». И только оператор, охранник, может решить, перехватывать дрон или нет. При этом, если вы решите вмешаться, вы должны предупредить диспетчеров аэропорта о необходимости принятия мер по защите техники и самолетов.
Но, например, Сергей Атриванчик не поддерживает обеспокоенного коллегу. Он считает, что аэропортам нужны системы, которые работают автономно. «Маленькие дроны невозможно распознать на расстоянии более километра», — отмечает он.
Противники одобрения говорят, что многоуровневая система, которая будет выдавать предупреждение, будет подходящей, когда дрон будет обнаружен на расстоянии 100 километров, а не тогда, когда он прилетит в аэропорт.
Коллега Атриванчика Москавич добавил, что автономные системы должны быть простыми и проверенными.
«Реакция на события должна быть немедленной. Времени на принятие решений может не хватить. Системы противодействия должны иметь возможность действовать автоматически. Требуется единый подход к терминологии. Сообщения короткие и четко интерпретируемые. Должна быть единая методология», — сказал он он говорит.
Neoscan в настоящее время пытается предложить нечто подобное. Его система борьбы с дронами уже находится в экспериментальной версии. Радиолокационное оборудование, произведенное «Неосканом» совместно с «Лабораторией Касперского», работает совместно с существующими системами аэропорта.
В настоящее время, по мнению специалистов, лучшей системой защиты считается ENOT-SD Элвиса. Распознавайте птиц, БПЛА, людей, автомобили и самолеты. Такие системы установлены, например, в Шереметьево.
Напомню, что в этом аэропорту будет располагаться центр компетенции по противодействию беспилотным летательным аппаратам.