Системами защиты от БПЛА к 2028 году планируют оснастить 31 крупный государственный и частный аэропорт России. Перечень аэропортов, которые получат эти средства, не указан.
Система комплексной безопасности «Енот-СД» компании «Элвис». Иллюстративное фото: телеграм-канал аэропорта «Шереметьево».
Речь идет о 20 аэропортах в федеральной собственности и 11 – в частной.
Об этом говорится в обновленной версии федерального проекта «Развитие инфраструктуры, обеспечение безопасности и формирование специализированной системы сертификации беспилотных авиационных систем (БАС)». Он является частью национального проекта по БАС. Издание «Ведомости» ознакомилось с документом.
Сейчас полномочия по применению средств радиоэлектронного подавления (РЭП) есть только у определенных категорий лиц – силовых структур, ведомственной охраны и сотрудников транспортной безопасности. В начале августа в Госдуму был внесен законопроект, согласно которому службы безопасности компаний российского ТЭКа также получат право использовать средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ) для противодействия атакам беспилотников.
В нормативную документацию международного аэропорта «Внуково» внесена информация по действиям персонала аэропорта и других организаций, осуществляющих деятельность на его территории, в случае обнаружения или приземления/падения БПЛА в районе аэропорта, сообщил «Ведомостям» представитель «Внуково». По его словам, руководство аэропорта проводило служебные совещания с представителями силовых структур, на которых обсуждался вопрос «принятия действенных мер по противодействию БПЛА». «Поддержка государственных структур и подразделений по защите объектов от атак БПЛА необходима аэропортам МАУ [Московского авиационного узла]», – заявил представитель «Внуково».
Беспилотники, которые залетают вглубь территории РФ, имеют достаточно сложную систему навигации, поэтому защита аэропортов должна представлять собой не «бабушку из частной охранной фирмы с антидроновым ружьем с AliExpress», а комплексное решение от всех предполагаемых моделей угроз, говорит коммерческий директор «Лаборатории будущего», эксперт рынка Национальной технологической инициативы (НТИ) «Аэронет» Павел Камнев.
«Территории аэропортов достаточно большие и включают в себя не только здание аэровокзала и взлетно-посадочную полосу, но и зоны подъезда, стоянки воздушных судов, терминалы их обслуживания, места хранения наземной техники, логистические терминалы и др. Поставить посреди аэропорта одну установку и думать, что теперь он защищен, некорректно. Защита выливается в формирование безопасного периметра с разветвленной сетью систем обнаружения и противодействия БПЛА».
Ни правил защиты от БПЛА, ни средств, которые показали бы свою эффективность в 100% случаев, на текущий момент нет, рассуждает генеральный директор «Курсира», эксперт рынка НТИ «Аэронет» Виталий Муниров. Массовым явлением установка средств антидроновой защиты не стала по двум причинам: во-первых, из-за отсутствия нормативной базы, а во-вторых, из-за дефицита качественного технического решения, которое можно встроить в сложную инфраструктуру любого гражданского аэропорта, говорит директор компании «RuDrones. Беспилотные технологии» Дмитрий Дацыков.
К тому же типовое внедрение средств защиты в случае аэропортов не подходит, отмечает первый заместитель генерального директора и сооснователь компании «Флай дрон» Александр Каниовский. Если говорить о средствах подавления, то на каждом аэродроме как минимум должны быть комплексы, глушащие сигналы спутниковой навигации БПЛА и перекрывающие их каналы управления. Также желательно установить наземные средства кинетического воздействия на дроны-нарушители и получить беспилотники-перехватчики.
Все вышеперечисленное необходимо интегрировать с военными системами противовоздушной обороны, прикрывающими объект на дальних подступах, потому что у Минобороны должна быть информационная осведомленность о происходящем на аэродроме, подчеркнул эксперт.
Mashnews также подробно рассказывал о том, что в России займутся оснащением аэропортов системами обнаружения и подавления беспилотников.