Такое заявление приняла петербургская полиция у руководителя АО «ЦКБ «ОСК-Айсберг», претендующего на конструкторское сопровождение строительства ледоколов проекта 22220.
Макет дизель-электрического ледокола проекта 22600 «Виктор Черномырдин». В полицию подано заявление о захвате конструкторской документации на это судно. Фото: РИА Новости
Заявление врио генерального директора АО «ЦКБ «ОСК-Айсберг» Игоря Чорного УМВД по Василеостровскому району Петербурга зарегистрировало 15 февраля. Он считает, что офис компании захватили сотрудники подконтрольного «Роснефти» АО «ЦКБ «Айсберг», а причина происшедшего — конкурентная борьба за конструкторское сопровождение строительства атомоходов стоимостью в 3 млрд рублей. Одним из инструментов этой борьбы топ-менеджер называет Ростехнадзор.
Даже чертежи «Виктора Черномырдина» захватили
В первых числах февраля сотрудники ЦКБ «Айсберг» якобы завладели тремя офисными помещениями ЦКБ «ОСК-Айсберг», расположенными на Большом проспекте Васильевского острова в Петербурге. Эти помещения «ОСК-Айсберг» якобы арендует у АО «Балтийский завод», а захватчики заблокировали электронные пропуска работников «ОСК-Айсберга», захватили документы, личные дела, ключи, печати, сейфы, компьютеры, средства связи, а также оригиналы конструкторской документации ледокола проекта 22600 «Виктор Черномырдин». Такова суть заявления Игоря Чорного в петербургскую полицию.
«Известно, что с октября 2023 года собственник здания АО «Балтийский завод» неоднократно уведомлял АО «ЦКБ «Айсберг» о передаче в аренду АО «ЦКБ «ОСК-Айсберг» помещений… АО «ЦКБ «Айсберг» являясь прямым конкурентом АО «ЦКБ «ОСК-Айсберг» по конструкторскому (авторскому) сопровождению строительства и эксплуатации … атомных ледоколов проекта 22220 ( «Арктика», «Сибирь», «Урал», «Якутия» «Чукотка», «Ленинград», «Сталинград» ) в целях прекращения действия лицензии АО «ЦКБ «ОСК-Айсберг» требования АО «Балтийский завод» не выполняет…», — написано в заявлении, копия которого имеется в редакции.
Ущерб от действий захватчиков Игорь Чорный оценивает не менее, чем в 10 млн рублей, а в самих действиях видит состав преступлений, предусмотренных статьями 169 и 330 Уголовного кодекса — «воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности» и «самоуправство» соответственно. 15 февраля Управление МВД России по Василеостровскому району Петербурга зарегистрировало заявление. С этого момента в течение 30 дней должно быть вынесено решение о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела.
Игорь Чорный сообщил автору текста, что приблизительная стоимость конструкторского сопровождения одного атомохода проекта 22220 составляет 0.5 млрд рублей, соответственно, речь идет о контрактах примерно на 3 млрд.
СПРАВКА
АО «ЦКБ «Айсберг» — один из символов российского судостроения и Петербурга как морской столицы. Компания создана в 1947 году для проектирования арктических судов. Хронология достижений начинается с 1956-го, когда по проекту «Айсберга» заложили первый в мире атомный ледокол «Ленин».
В 2021 году контролируемое Роснефтью АО «Современные технологии судостроения» увеличило свой пакет акций в АО «ЦКБ «Айсберг» до 90.42%, в 2022-м управлять этим «Айсбергом» стало контролируемое Роснефтью АО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта».
С 2012 года в Петербурге с два «Айсберга». Второй — АО «ЦКБ «ОСК-Айсберг» (по данным на конец 2022 года 85% акций принадлежат входящему в государственную «Объединенную судостроительную корпорацию» Балтийскому заводу, 15% у частных лиц, в том числе, 10% у главного конструктора проекта АО «ЦКБ «Айсберг» Глеба Макеева) располагается в том же доме на Большом проспекте Васильевского острова.
И Минпромторг не помог
Игорь Чорный считает, что подконтрольный «Роснефти» ЦКБ «Айсберг» пытается лишить возглавляемую им почти одноименную компанию возможности конструкторского сопровождения строительства атомных ледоколов проекта 22220 на Балтийском заводе. С этим топ-менеджер связывает якобы имевший место захват офиса «ОСК-Айсберга» и случившуюся 1 ноября 2023 года приостановку Ростехнадзором лицензии на проектирование и конструирование объекта использования атомной энергии. Соответствующее решение Северо–Европейское межрегиональное территориальное управление Ростехнадзора вынесло 17 октября после проведения проверки соблюдения «ОСК-Айсбергом» условий лицензирования.
С этого момента такая действующая лицензия с указанием объекта её применения «суда и другие плавсредства с ядерными реакторами, суда атомно-технологического обслуживания» имеется только у подконтрольного «Роснефти» ЦКБ «Айсберг».
Игорь Чорный инициировал 5 исков к Ростехнадзору — 3 в петербургском арбитраже к исполнившему проверку Северо-Европейскому управлению и 2 к центральному аппарату ведомства в Арбитражном суде Москвы. Он пожаловался также в Минпромторг, откуда пришел дипломатичный ответ: «При наличии фактов допущенных нарушений Ростехнадзором положений законодательства и нормативно-правовых актов … департамент рекомендует обратиться в соответствующие правоохранительные органы и, при необходимости, в судебные органы с целью защиты законных прав и интересов». Письмо подписано заместителем директора департамента судостроительной промышленности и морской техники Денисом Стриженовым.
Первый из 5-ти споров глава «ОСК-Айсберга» уже проиграл. 16 февраля Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области подтвердил правильность выводов инспекторов Северо-Европейского управления Ростехнадзора, сделанных по результатам проверки, повлекший приостановку лицензии компании.
Нарушения лучше устранить…
Из текущей арбитражной практики видно, что конструкторским сопровождением строительства ледоколов проекта 22220 «Арктика», «Сибирь» и «Урал» занималось подконтрольное «Роснефти» ЦКБ «Айсберг». Портал «Электронное правосудие» опубликовал материалы 11-ти судебных споров, в которых ЦКБ «Айсберг» взыскивал с «Балтийского завода» долги за это сопровождение. Тяжба завершилась в прошлом декабре стопроцентной победой конструкторского бюро, взыскавшего с завода 0.3 млрд рублей.
Из опубликованных судом материалов видно, что только ставшие предметом споров контракты на конструкторское сопровождение строительства 3-х атомоходов стоили почти 1.2 млрд рублей. При этом стоимость контракта в одном из споров не указана.
По словам Игоря Чорного, на данный момент у «ОСК-Айсберга» имеется лишь один контракт — на авторский надзор эксплуатации построенного «Балтийским заводом» же плавучего энергоблока «Академик Ломоносов», который базируется в Певеке. «ОСК-Айсберг» в свое время проектировал «Академика Ломоносова», а ледоколы проекта 22220 с самого начала проектировал ЦКБ «Айсберг».
По словам источника в ОСК, просившего не называть себя, в госкорпорации на данный момент нет четкого понимания того, как стоит использовать «ОСК-Айсберг».
«С текущими конструкторскими доработками, необходимость которых возникает при строительстве ледоколов проекта 22220, «Балтийский завод» превосходно справляется сам. У него есть для этого конструктора, к тому же, три серийных судна уже благополучно работают, и причин ожидать существенных неожиданностей при строительстве следующих нет. По-моему, было бы неплохо, если бы «ОСК-Айсберг» нашел других заказчиков, которые позволили бы ему применить свои компетенции, но пока этого, к сожалению, не происходит», — говорит наш собеседник.
Первый заместитель генерального директора петербургского ООО «Морские комплексные системы» (МКС, поставляет судовое комплектующее оборудование, в том числе, «Балтийскому заводу» для ледоколов проекта 22220) Лев Засыпко полагает, что в данном противостоянии «ОСК-Айсбергу» следует прежде всего устранить нарушения, выявленные Ростехнадзором.
«Представляется, что в таком споре основное — безопасность эксплуатации объекта ядерной энергетики. Вот это действительно важно, поэтому до любых судов нарушения следует устранить. Их наличие — в любом случае ошибка менеджмента, тут и сомнений быть не может. Что касается конструкторского сопровождения, я бы предложил спросить «Росатом» — всё-таки, ледоколы проекта 22220 строятся для него, он ими караваны водит по Северному морскому пути. Пусть специалисты «Росатома» решат, какой «Айсберг» им нужен — от ОСК или от «Роснефти»…», — говорит руководитель МКС.
Лев Годованник