На калининградском «Автоторе» планируют запустить в производство первую модель собственной разработки. Это довольно необычный электромобиль — он должен занять нишу, игроков в которой нет.
Без участия Китая
Калининградский автозавод, на мощностях которого раньше была организована сборка БМВ и Хаммер, а теперь – китайских машин таких брендов как Kaiyi, BAIC, SWM, Jetour и Forthing, будет выпускать собственный электромобиль, причем с максимальным уровнем локализации. К тестам «Автотор» приступил уже в августе прошлого года, а запуск намечен на 2025 год.
«Это компактный ситикар, который планируем выпускать, в том числе, и в версии для маломобильных граждан. Он является нашей собственной разработкой, нашей интеллектуальной собственностью. Безусловно, работаем в партнерстве как с поставщиками автокомпонентов, так и с различными инжиниринговыми компаниями. Еще раз – это компактный электрокар, который по габаритам будет ближе к А-классу», — рассказал 24 июня президент «Автотора» Денис Пак.
Конкуренции с другими электромобилями российского производства не планируется: калининградский проект не имеет ничего общего ни с «Москвичом», ни с «Эволютом», ни с «Атомом».
«Мы видим нишу, которую наши продукты могли бы занять. Это не только продажи физлицам, этот электрокар будет востребован в сегменте B2B, будет логистическая версия, развозная машина, версия для учреждений, социальных служб и так далее», — заявил глава завода.
Электрокар «ближнего боя»
Так что же это за машина, и сколько она будет стоить? «Речь об автомобиле т.н. класса L7. Небольшом, двухместном, рассчитанном на специфическое использование, в первую очередь, в доставочных компаниях, — делится подробностями главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков. – Изначально предполагалось, что эта машина должна уложиться в цену один миллион рублей. Но что будет по нынешним временам, сказать сложно».
«Конструкция у таких автомобилей примерно у всех одинаковая: стальной каркас, на который навешиваются пластиковые панели кузова. Их хотели выпускать и как двухместные, развозные, и как четырехместные, пассажирские машины. Двигатель – мощность 30 КВт, запас хода – 180 км, так что речь идет, конечно, сугубо о городском автомобиле т.н. «ближнего боя», — рассказывает собеседник Mashnews. — Производство хотели начать в 2025 году с использованием большого количества отечественных компонентов: в том числе и поэтому «Автотор» запустил свой завод пластмасс».
«Пусть производят! Надо заполнять простаивающие мощности. Главное, во-первых, чтобы задумку довели до конечной реализации, и, во-вторых, чтобы эта машина не была похожа на одну из моделей Рено, которая больше напоминала мотоцикл с крышей, а не автомобиль как таковой», — надеется автоблогер и автоэксперт Артем Зайцев.
Подводные камни
В том, что проект состоится, сомнений почти нет – тесты уже ведутся, но возникает вопрос: насколько он будет успешным с коммерческой точки зрения.
«Успешность такого формата будет очень сильно зависеть от двух обстоятельств, — говорит заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов. – Главный – это цена, по которой производитель будет предлагать свой электромобиль службам доставки. Второе обстоятельство – стоимость обслуживания. Здесь есть ряд очевидных плюсов. Организовать зарядные станции относительно просто, маршруты доставок прогнозируемы, поэтому внеплановых проблем в эксплуатации быть не должно».
С одной из таких проблем в свое время столкнулись каршеринговые компании, напоминает Фролов: машины бросали разряженными, и приходилось задействовать эвакуаторы. В случае с логистическими компаниями такое исключено. Здесь возможна другая ситуация: если служба доставки работает активно, машины должны быть постоянно в движении, а заявленных 180 км для Москвы и городов-миллионников откровенно мало.
В любом случае, добиться успеха «Автотор» сможет, только если убедит потенциальных покупателей в потенциальной же экономии, считает эксперт: сам по себе электрокар не может, и не будет стоить дешевле своих бензиновых аналогов, экономить деньги покупателя он начинает уже потом, в процессе эксплуатации. «Но в целом проект интересный, — уверен Александр Фролов. — Для российского рынка это будет крайне полезный опыт».
СПРАВКА MASHNEWS
- Автомобильный холдинг «Автотор» основан бывшим советским вице-премьером Владимиром Щербаковым в 1994 году. С 1997 года в режиме Особой экономической зоны в Калининградской области, собирая автомобили БМВ, Cadillac, KIA, Опель, Шевроле. Затем — Киа и Хэндэ. С 2023 года «Автотор» сотрудничает с китайскими брендами: Kaiyi, BAIC, SWM, JMC и Foton.