В новый санкционный список США вошли 300 российских юридических и физических лиц, в том числе предприятия судостроения. Опрошенные Mashnews эксперты не видят в этом катастрофы, но ждут подорожания постройки судов в диапазоне от пять процентов до семьдесят процентов и удлинения сроков их сдачи.
Тактические трудности
Министерство финансов США 12 июня опубликовало новый пакет санкций. Они затрагивают финансовую систему, энергетику, ограничивают доступ российских компаний к программному обеспечению. В судостроении санкции введены против АО «Центральное конструкторское бюро судов на подводных крыльях имени Алексеева», АО «Технологический центр судостроения и судоремонта», ООО «Волгоградский судостроительный завод», АО «Корпорация «Морское оборудование», АО «Судостроительный завод имени Б.Е. Бутомы», АО «Специальное котельное конструкторское бюро», ООО «Белогородская верфь», ПАО «Прибой», АО «Судоремонтно-судостроительная корпорация», ООО «Троицкий крановый завод» и др.
Сложности, которые создадут эти санкции, носят скорее тактический, чем стратегический характер, считает заместитель генерального директора «ЦНИИ Морского флота» Александр Буянов.
«В России достаточно много судов, которые начинали строиться по одному проекту и под одни комплектующие, а их сейчас не достать. Перепроектирование судна занимает 3-4 месяца, дальше судозавод должен заключать договора на поставку новых комплектующих, задержка может быть около года, но это рабочий процесс, строительство судна продолжится и завершится», – говорит он.
Заместитель генерального директора по гражданской морской технике АО «ЦНИИ «Курс» Дмитрий Стоянов рассказал, что в России сейчас используется и строится много судов, спроектированных и законтрактованных с учетом поставки импортных комплектующих, достать которые сейчас практически невозможно.
«Я недавно общался с одним из судовладельцев уникальных, технически сложных судов, по которым почти нет запчастей и инструментов для обслуживания, коллеги просили подобрать возможных российских производителей этого оборудования. Мы выявили, что производители в России готовы производить такого рода комплектующие, но опасаются неритмичности спроса, что это будет разовый ЗИП. Таким образом, в России могут делать многое, но все равно это будет дороже, так как речь не идет пока о серийном производстве», – объясняет он.
Что касается различных прокладок и уплотнителей для нужд судостроения, то здесь единственный путь – параллельный импорт, так как никто не будет заниматься производством мелкосерийных товаров и создавать штучное производство.
То есть общее решение – дозагрузить производителей судового оборудования заказами на компоненты, которые они и так производят для своей продукции, чтоб их можно было использовать и в качестве ЗИП, а остальное купить на внешних рынках говорит Стоянов.
По его мнению, введенные санкции могут привести к срывам срока строительства судов, но не к срыву самого заказа, он будет выполнен. Суда просто перепроектируют под российские решения с учетом замены на аналоги.
Как вырастет стоимость постройки
«В среднем стоимость проектирования составляет десять процентов от стоимости судна, перепроектирование влечет за собой пересмотр расчетов по всему судну, то есть стоимость самого проекта как документа, не судна, вырастет на 30-пятьдесят процентов, таким образом это даст рост стоимости собственно судна на 3-пять процентов», – рассказал эксперт из ЦНИИ «Курс».
Использование комплектующих, изготовленных в России под заказ, то есть несерийно, или привлечение параллельного импорта дополнительно увеличит эти расходы. Конкретные суммы надо смотреть по типу судна – в рыболовецком значительно больше импортного оборудования, с обычным транспортным типа «река-море» все проще, там вопросы могут быть только с двигателем.
Таким образом, ненасыщенное импортозависимым оборудованием судно может подорожать на 10-двадцать процентов, насыщенное – на 50-семьдесят процентов, там цена может вырасти и более значительно, оценивает рост стоимости судна Дмитрий Стоянов.
Еще 5-семь процентов добавит подорожание услуг иностранных компаний из Турции и Китая, которые привлекаются для организации «серого» импорта оборудования в Россию, полагает Буянов.
По его мнению, введение американских санкций против турецких и китайских компаний, задействованных в этих схемах, никак не повлияет на этот сектор услуг.
«Что касается санкций США против китайских и турецких компаний, которые участвовали в организации «серого» импорта в РФ, то среди них нет крупных корпораций, это юрлица, специально созданные под эти проекты. Попали по санкции одни – появятся другие, «серый» импорт от этого не прекратится, если не увеличится», – считает он.
С этой оценкой согласен и Стоянов, он отметил, что продукцию для судостроения становится все сложнее привозить, это связано и с оплатой через китайских и других партнеров из-за риска вторичных санкций.
«В целом я готов признать, что комплектующие для судостроения становится все сложнее привозить даже из дружественных стран, это связано и с оплатой, и с со сложностями с логистикой, а также с риском для наших партнеров попасть под вторичные санкции. Сейчас американские власти пошли по пути ужесточения самой возможности оплаты через банки дружественных стран. Но на практике, я думаю, проблему решат, будут решены и эти дополнительные сложности, удлинится цепочка поставки. Из-за этого могут вырасти и сроки сдачи судов, но перспектив остановки судостроения в России я не вижу», – уверен он.
Повод для оптимизма
Первый зампред Комитета Госдумы РФ по промышленности и торговле Александр Козловский вообще не видит повода для расстройства от введения этих санкций.
«Говоря о введении Минфином США нового пакета санкций против российских компаний, стоит напомнить, что Россия живет в санкционном режиме уже несколько лет. Во времена Советского Союза была та же картина и, тем не менее, судостроение в стране прекрасно развивалось. Мы построили первый в мире атомный ледокол, нам ничего не мешает строить российские суда из собственных комплектующих, мы к этому идем», – полагает он.
Процесс глобального импортозамещения в отрасли был запущен Минпромторгом России еще в 2014 году, напомнил Стоянов. По его мнению, в непрекращающейся череде санкций против российской экономики есть свои плюсы.
«Производители в России, которые используют иностранную компонентную базу, жалуются на проволочки с проводкой платежей, их долго проверяют и порой возвращают платежки. Это приводит к росту интереса к локализации производства на территории России. То есть объективно санкции приводят к нарастанию технологической независимости российской промышленности. Сейчас локализация компонентов для судостроения активно растет, например, раньше использовали в одном из самых серийных проектов судов турецкие грузовые гидравлические краны, так называемые козловые, сейчас поменяли на электрический кран российского производства, и все довольны. Он и легче, и надежнее и качество устраивает. И таких примеров масса», – говорит Дмитрий Стоянов.
В АО «Объединенная судостроительная корпорация» не смогли оперативно прокомментировать ситуацию с новыми американскими санкциями.